О типографском браке. Что это?

Любая претензия, которую выдвигает заказчик к качеству, неприятна любому предприятию. Однако в полиграфической отрасли этот вопрос проявляется острее. Во-первых, потому что брак здесь является, можно сказать, неотъемлемой частью технологического процесса. Во-вторых, даже продукция, сделанная в строгом соответствии со стандартами, может не понравиться клиенту, а он традиционно всегда прав.

Чаще всего объектами претензий к работе типографии становится качество печати и сроки выполнения заказа. При этом качество продукции оценивается клиентов в большинстве случаев визуально, в соответствии с распространенным принципом «нравится – не нравится». Подобный подход всегда субъективен и может зависеть даже от особенностей характера заказчика.

Однако печать листовок или иной полиграфической продукции – высокотехнологический процесс, где предусмотрены определенные нормативы и допуски. Зарубежные типографии руководствуются в своей работе международными стандартами, нормы которых прописываются в договоре. Большинство таких полиграфических компаний проводят денситометрию и спектрофотометрию продукции, для выяснения отклонений от заданного цвета и иных показателей. Поэтому тамошним заказчикам сложно выдвигать претензии, если продукция полностью соответствует стандартам.

Требования к качеству могут варьироваться и от предназначения печатной продукции. Если это листовки, раздаваемые на улицах или раскладываемые по почтовым ящикам бесплатно, то тут заказчики, как правило, более толерантны. При печати каталогов с образцами элитных изделий требования будут очень жесткими.

Некоторые печатные нормы

  • нарушение точности совмещения цветных элементов на запечатываемых страницах не должно превышать 0,1 мм;
  • на страницах каждого печатного экземпляры не должны присутствовать загрязнения, связанные с технологическим процессом (капли клея, маслянистые пятна, затеки краски и т.п.);
  • при переплете с помощью проклеивания основной блок журнала или каталога не должен отрываться, если поднимете его, держась за оба листа обложки, либо подняв изделие за лист центрального разворота;
  • направленные отклонения текста не должны выходить за рамки 0,2 мм;
  • на страницах не должно быть механических повреждений, а также следов от брошюровки.

Отечественный ГОСТ 18242-72 регламентирует объем недостачи из-за наличия брака по разным видам печатной продукции. То есть, если типография не вышла за установленные пределы, то тираж считается качественным. Процент недостачи типография компенсирует либо деньгами соответственно размеру брака, либо допечатывает требуемое количество экземпляров. Клиент, которому важно точное количество копий, лучше заказывать больший объем тиража, с учетом допустимых показателей брака.

При нарушении сроков выполнения заказа ждать огромных компенсаций от типографий не приходится. Причем нередко выбивание из графика связано с возникшими непредвиденными проблемами технического характера. Поэтому о заказе лучше позаботиться заранее. Если же временные рамки ограничены, то заказчику рекомендуется выбирать фирму, где имеется дублирующая печатная техника.