История цветной печати

Развитие цветной печати можно сравнить со становлением цветовосприятия младенца. Только что родившийся ребенок воспринимает окружающий мир в черно-белом размытом изображении. Лишь со временем цветовые рецепторы начинают нормально функционировать и постепенно выделять в картинке детали.

Первая печать была монохромной. Этот недостаток начали устранять еще в Древнем Китае с помощью ксилографии, когда запечатываемый лист бумаги по очереди прикладывался к нескольким деревянным матрицам, на которые были нанесены разные краски. Технология была трудоемкой и требовала от печатника исключительной точности и мастерства.

В начале XVI века первые цветные изображения появляются и на гравюрах европейских мастеров. Самые первые разноцветные картинки начал печатать немецкий мастер Лукас Кранах в 1507 году. Для европейцев, привыкших к черно-белым оттенкам, такие изображения казались настоящим чудом.

Но настоящий прорыв в цветной полиграфии произошел лишь в начале XVIII века. Гравер и живописец Якоб Ле Блон изобрел новую технологию трех- и четырехцветной печати, основанную на разделении цветов. Печатной формой служили металлические пластины (каждая под один цвет краски). В результате получалась продукция с насыщенной и широкой цветовой гаммой. Данный метод можно считать далеким предком распространенных ныне систем RGB и CMYK, используемых в производстве различных видов полиграфической продукции: печать листовок, буклетов, календарей, афиш, брошюр и т.п.

В конце того же века собственные эксперименты с техникой гравюры начинает Иоганн Зенефельдер. Этот актер и писатель отказался от металла и в качестве матрицы выбрал камень с мелкозернистой структурой, а для нанесения цвета – устойчивые кислотные чернила. Оттиск получался с полностью гладкой каменной плитки, которая предварительно обрабатывалась так, что только отдельные участки поверхности могли принимать краску. Так появилась литография, которая значительно облегчила работу печатников. Теперь не требовалось нанимать гравера, который бы перенес рисунок на металлическое клише. Художники сами могли сразу рисовать на камне. Хотя правило разделения цветов сохранялось – то есть, для создания одного цветного рисунка необходимо было подготовить 3-4 клише.

В XIX веке технология цветной печати совершенствовалась, однако, как и ранее, для создания одного качественного изображения требовалось прохождение одного листа через большое количество клише. Сделать новый шаг в развитии помогли открытия в области физиологии человека и фотографии.

В середине позапрошлого века Джеймс Максвелл доказал опытным путем теорию Юнга-Гельмгольца о трехкомпонентном цветоощущении человека. Теория гласила, что наши глаза имеют всего лишь три вида рецепторов, каждый из которых воспринимает лишь один цвет. На основе доказательств Максвелл при помощи фотографа Томаса Саттона в середине века впервые сделали цветное фото. Для этого они сняли один и тот же предмет трижды, но через красный, зеленый и синий фильтры. При наложении негативов получалось полноцветное изображение. Этот факт стал началом зарождения и развития цветовой модели RGB (Red, Green, Blue – красный, зеленый, синий).

Печатники быстро приспособили технологию под свои нужды, после чего число клише для оттиска сократилось до трех, при этом цветовая гамма и полутона расширились, а цветная печать получила новый толчок к развитию.